И все-таки Golf / VW Golf 1.6, Opel Astra, Peugeot 307, Renault Megane |
Фотографии Volkswagen Golf |
Volkswagen Golf / Фольксваген Гольф и Opel Astra / Опель Астра — конкуренты заклятые. Долгое время Golf / Гольф был бесспорным лидером в классе имени себя, а Astra / Астра выступала в роли догоняющей. Потом в их борьбу вмешались французы: Peugeot 307 / Пежо 307, а позже и новый Renault Megane / Рено Меган неожиданно для многих захватили лидерство даже на рынке Германии. Правда, еще до того, как появились новые Golf / Гольф и Astra / Астра...
Каково распределение сил сейчас? Это нам помогут выяснить четыре пятидверных хэтчбека с двигателями объемом 1,6 л и механическими коробками передач — Astra / Астра, Golf / Гольф, Megane / Меган и Peugeot 307 / Пежо 307.
Оружие нового Гольфа — имидж. Живой классик жанра, автомобиль-легенда. Кроме того, Volkswagen / Фольксваген нынче — не просто «народный вагон», это и машины класса люкс! И действительно, интерьер «пятого» Golf / Гольфа сделан лучше, чем у Astra / Астры и у «французов». Материалы обивки, тщательно подогнанные панели, цветовая гамма — все выдержано в едином стиле. Ярких эмоций, правда, этот интерьер вызвать не способен... Зато эргономика традиционно хороша. Плотное сиденье оснащено четырьмя механическими регулировками с мелким шагом, что позволяет подобрать посадку «прецизионно». А диапазоны регулировок таковы, что человек ростом 190 см, отодвинувшись до упора назад, перестает доставать до педалей!
Прогресс по сравнению с предшественником очевиден. Прежде всего, это иное управление климат-контролем — на смену прежнему «слепому» дисплею с мелкими кнопками пришли три вращающиеся рукоятки с наглядной символикой, две из которых отвечают за индивидуальную регулировку температуры для водителя и пассажира. В принципе, раздельный «климат» в гольф-классе давно имеют Alfa 147 / Альфа 147 и Fiat Stilo / Фиат Стило. Но ни у Astra / Астры, ни у «французов» его нет. Кроме того, Golf / Гольф единственный в квартете помимо традиционных воздуховодов под сиденьями имеет дефлекторы обдува для задних пассажиров — для зимней России это существенное преимущество!
Но сохранились и недостатки — ядовито-синяя подсветка приборов и слишком длинноходная педаль сцепления, которая многих вынуждает усаживаться ближе к рулю, чем хочется. А вдобавок «пятый» Golf / Гольф обрел «перила» на консоли, почти как на Audi A3 / Ауди А3. Кому-то они не мешают, но некоторые из нас все время касались о них правой ногой, особенно при активном драйвинге. Так недолго и мозоль заработать...
Интерьер Astra / Астры изменился кардинально: никакой преемственности поколений! И это к лучшему — уж больно скучной внутри была предыдущая Astra / Астра. Сейчас в салоне царит современное «бизнес-техно», словно Astra / Астра — это маленькая Vectra / Вектра. Здесь немало оригинальных деталей — например, комбинация трех приборов, лишенная привычного указателя температуры, или хромированная кнопка блокировки задней передачи на рычаге коробки (как на «автоматах»). А как хорош руль — по-спортивному маленький и самый «короткий»: от упора до упора он делает чуть больше двух с половиной оборотов! На Гольфе баранка совершает без малого три оборота, а на Мегане и того больше — три с четвертью.
Крупный недостаток у Astra / Астры, пожалуй, один — это «электронные» нефиксируемые указатели поворота. Нажал на левый рычажок — кратковременно включились левые «поворотники», нажал чуть сильнее — мигают постоянно. Но рычаг при этом остается в «нулевой» позиции. И чтобы выключить «поворотники», теперь нужно толнуть рычаг вверх. Но не сильно — иначе заморгает правый сигнал поворота! А еще у Opel / Опеля не столь удобные спинки кресел. Меньше диапазоны регулировок. И материалы отделки все-таки попроще, чем в Гольфе.
А что «французы»? Peugeot / Пежо отличается хорошей посадкой и визуальным ощущением простора — словно ты за рулем минивэна, а не хэтчбека гольф-класса. Козырь Renault / Рено — оригинальность: скоба ручного тормоза, карточка вместо обычного ключа, интересное расположение рукояток управления микроклиматом — одна в другой... Но если в целом эргономика французских машин почти на уровне немецких, то с «мелочами» дело хуже. Пластик подешевле, работа органов управления не столь четкая — начиная с усилий на рычаге переключения передач и заканчивая щелчками клавиш стеклоподъемников. Так что Astra / Астра и, особенно, Golf / Гольф кажутся более основательными.
Бедой предыдущего Гольфа была теснота на заднем сиденье. Но теперь, с увеличением колесной базы на 67 мм, новый Golf / Гольф совершил революционный скачок — и стал лидером! Да и удобств в Гольфе побольше — регулируемые дефлекторы обдува, выдвижные подстаканники, откидной подлокотник... Сзади есть даже свои боковые подушки безопасности!
С точки зрения удобства задних пассажиров картина такова. Новый Golf / Гольф — лидер, в Astra / Астре немного теснее и нет дополнительных удобств, Peugeot / Пежо еще теснее. А самый «зажатый» сзади — Renault Megane / Рено Меган: если за рулем рослый водитель, то заднему пассажиру среднего роста ноги девать уже некуда.
Багажники примерно одинаковы — в рамках гольф-класса здесь выделиться трудно. Но Golf / Гольф все-таки пытается — и оригинальной ручкой-эмблемой, которую нужно нажимать и поворачивать, и двенадцативольтовой розеткой внутри. Да и проем у Гольфа шире, чем у Астры, — в Астре погрузке громоздких вещей мешают крупные задние фонари. А еще оба «немца» отличаются более удобной схемой раскладывания заднего сиденья — спинка просто «падает» на подушку, образуя длинный отсек с ровным полом. Подголовники при этом снимать не надо — еще один плюс. Причем на Гольфе при сложенном сиденье водитель по-прежнему может отодвинуть свое кресло назад до упора!
Вообще, Golf / Гольф практичен донельзя. На дне подстаканников и дверных карманов — резиновые коврики, которые легко вынуть и вымыть. Бардачок и бокс между сиденьями — с подводом холодного воздуха от кондиционера, ниши для ног передних седоков — с подсветкой, как в машинах бизнескласса. Мелочи, скажете? Но какие приятные! Как часто именно они создают ощущение иного качества жизни...
Однако какая радость от мелочей, если под капотом — слабосильный мотор? Увы, наш новейший Golf V / Гольф V оснащен старым двигателем мощностью 102 л.с. от предыдущего Гольфа — более современные силовые агрегаты с непосредственным впрыском появятся на российском рынке позже, после соответствующей адаптации к нашему топливу. И все же заслуженный восьмиклапанный мотор разгоняет Golf / Гольф лишь немногим медленнее, чем опелевский двигатель — Astra / Астру. А управлять фольксвагеновской тягой гораздо удобнее. Напольная педаль газа, прекрасный механизм переключения передач... И эластичность на уровне — восьмиклапанник без проблем позволяет набирать скорость на высшей передаче уже с 50 км/ч и ровно раскручивается до предельных 6500 об/мин. Даже ограничитель оборотов на Гольфе срабатывает очень мягко.
A Astra / Астра откликается на газ острее и охотнее. Однако при попытке «тянуть» на пятой передаче с тех же 50 км/ч опелевский мотор начинает недовольно бурчать. А когда стрелка тахометра выходит за 3000 об/мин, активность разгона снижается — и выходит на прежний уровень только после 4000 об/мин. И передачи на Astra / Астре переключаются не так четко, как на Гольфе.
Так что по тяговой динамике Golf / Гольф в целом все-таки получше. Но оба «француза» кладут его на лопатки — и Peugeot / Пежо, и Renault / Рено. Особенно понравился Peugeot / Пежо — за тяговитый двигатель, за более уверенное трогание с места, за хорошо подобранные передаточные числа, за лучшие отклики на газ и за более приятное звучание мотора. Может быть, Golf 1.6 FSI / Гольф 1.6 FSI со 115-сильным «непосредственным» мотором и шестиступенчатой коробкой сможет дать отпор «триста седьмому»? Не исключено. Но не восьмиклапанная машина — это точно.
Тормозит Golf / Гольф превосходно — с первого же нажатия на педаль остановочный путь можно рассчитать безошибочно. На Астре это сделать сложнее — педаль тормоза не столь «прозрачная». Зато Astra / Астра способна остановиться со скорости 100 км/ч на метр раньше — возможно, благодаря 16-дюймовым шинам Bridgestone. Интересно, что рекордсмен Renault Megane / Рено Меган (тормозной путь со 100 км/ч еще на метр меньше — 37,4 метра) тоже уступил Гольфу по удобству управления замедлением.
По управляемости Volkswagen / Фольксваген был просто обязан выйти в лидеры. Ведь у него, единственного в нашем квартете, — задняя независимая многорычажная подвеска! У всей остальной троицы — простая полузависимая, какая была и у переднеприводных версий предыдущего Гольфа. Golf / Гольф действительно хорош. На прямой — никаких рысканий. А как Volkswagen / Фольксваген вцепляется в асфальт в повороте! Кинематика передней и задней подвесок выверена превосходно. В пределе Golf / Гольф проходит повороты с легким скольжением передней оси, однако он очень хорошо реагирует на доворот руля и управление тягой. Чувствуется ли преимущество «многорычажки»? Пожалуй, да!
И новомодный электроусилитель руля неплох. Более того, он, наверное, лучший из всех ему подобных. Руль на Гольфе отличается адекватным нарастанием усилия — даже несмотря на то, что в околонулевой зоне присутствует некий «фон», не позволяющий получить острого чувства «нуля». Причем впервые в мировой практике Golf V / Гольф V позволяет настраивать уровень реактивного усилия на руле — для этого нужно приехать на сервис и попросить механиков выставить одну из восьми предустановок. А с конвейера Гольфы сходят со средней, четвертой степенью «жесткости» руля. Но все-таки гидроусилитель старого Гольфа обеспечивал лучшую обратную связь…
Электрогидроусилитель Астры тоже порадовал «прозрачным» реактивным действием. Но усилие на руле иногда не столь натурально. А на неровной дороге на опелевской баранке слишком сильно отдаются швы и стыки асфальта — меж тем как Golf / Гольф надежно изолирует руль от неприятных ударов.
Общая настройка шасси Астры вызывает положительные эмоции — все здорово, но на полтона ниже, чем у Гольфа. В виражах Astra / Астра больше кренится, не так четко реагирует на повороты руля... Нет-нет, все надежно. И даже азартно — Opel / Опель охотно уходит в занос, который легко поддается коррекции. Но когда Astra / Астра уже идет на пределе, Golf / Гольф лишь начинает попискивать шинами. Он все делает чуть лучше, чуть плавнее...
Peugeot 307 / Пежо 307 со своей длинноходной, допускающей глубокие крены подвеской по-прежнему остается одним из лучших, лихо прописывая крутые повороты на трех колесах. А настройки усилителя руля обеспечивают самую лучшую обратную связь! Азартная машинка.
Управляемость Мегана понравилась меньше. Если при спокойной езде усилитель рулевого управления отличается адекватным реактивным действием, то в острых ситуациях информативности уже не хватает. Неоднозначно проявила себя и мягкая подвеска: она великолепно справляется с неровностями, не допуская расширения динамического коридора на высоких скоростях, но вызывает повышенную склонность к заносу в крутых виражах. Сложный характер! Самой комфортной оказалась Astra / Астра. Она просто плывет над асфальтом — в то время как Golf / Гольф подробно повторяет профиль дороги, постукивая колесами на мелких неровностях. С другой стороны, подвеска Гольфа создает ощущение цельности, собранности и достаточного запаса энергоемкости — даже на крупных колдобинах «пробить» ее непросто. «Французы» получили за плавность хода такие же оценки, как и Golf / Гольф. «Подвесочный» характер «триста седьмого» во многом похож на фольксвагеновский. A Megane / Меган лучше всех проходит пологие неровности, но вибронагруженность от дороги чрезмерна: вибрации «приходят» на сиденье, пол и органы управления, а в напряженных поворотах водитель ощущает удары на руле.
А как насчет комфорта акустического? Здесь предпочтительнее Astra / Астра. Мотор немного тише, свист ветра в салоне и пение шин на шершавом покрытии прослушиваются меньше. Однако и Golf / Гольф — негромкий автомобиль, равно как и Renault Megane / Рено Меган. И лишь Peugeot 307 / Пежо 307 отстает — двигатель и шины тут запевают заметно громче.
Обзорность. Здесь ни Golf / Гольф, ни Astra / Астра не претендуют на звание лидера — панораму через внутрисалонное зеркало перекрывают задние подголовники, да и наружные зеркала не самые лучшие. А у Астры еще и заднее окно маловато. Хотя Golf / Гольф здесь сделал еще один «трудный» шаг вперед — теперь правое зеркало не усеченное, как раньше, а полноразмерное. А козыри «французов» — опускающиеся почти до уровня спинки задние подголовники. Правда, и с ними на Мегане не очень удобно парковаться и перестраиваться — из-за больших мертвых зон в области задних стоек.
Итак, каков он, новый Golf / Гольф? По тяговой динамике он уступает «французам», по плавности хода — новой Астре. Но по сумме баллов — убедительная победа! Volkswagen / Фольксваген просторнее и удобнее для задних пассажиров, для перевозки поклажи, его шасси — самое рафинированное, правильное. И когда пересаживаешься в Golf / Гольф из других трех машин, то чувствуешь «повышение класса».
Но... Знаете, сколько стоит наш Golf 1.6 / Гольф 1.6? Не поверите — аж $27800! Да-да, мы ничего не перепутали — не 17, а именно 27 с лишним тысяч! И это — автомобиль с восьмиклапанным мотором объемом 1600 кубиков! Теоретически можно заказать «базовую» машину за 20 с лишним тысяч. Но «голый» Golf / Гольф вряд ли кому-нибудь нужен. А набор самых необходимых опций увеличивает цену до 25 тысяч — и более. А когда в Россию начнут поставлять машины с моторами FSI (а иного выхода у фольксвагеновцев не будет, потому что альтернативы 150-сильному мотору 2.0 FSI просто нет), то цены поднимутся еще выше. Да, Golf / Гольф хорош. Но не настолько же!
На что рассчитывает Volkswagen / Фольксваген? На то, что сверхдорогие Гольфы, как сейчас, будут брать в подарок своим дамам нувориши, зашедшие в автосалон купить себе Touareg / Туарег? Если Astra / Астра, российские цены на которую еще не утверждены, будет стоить заметно меньше, исход рыночной дуэли предрешен — не в пользу Гольфа. Да и французские автомобили, как мы видим, наступают на пятки — с полным оснащением и динамичный Peugeot 307 / Пежо 307, и стильный Renault Megane / Рено Меган стоят около $20000...
А может, фольксвагеновцы просто хотят «снять сливки» на волне ажиотажа? В Германии, кстати, ситуация аналогичная — там Golf / Гольф с самого начала был дороже Astra / Астры на 1500—2000 евро, а когда продажи Astra / Астры пошли быстрее, фольксвагеновцы начали делать отступные маневры, «бесплатно» предлагая кондиционер и даже климат-контроль... Впрочем, продают машины одни люди, а создают — другие. И те, кто сделал новый Golf / Гольф, заслужили слова благодарности. Ведь даже несмотря на пышный расцвет Astra / Астры, все эти машины по-прежнему принадлежат к гольф-классу, а не к астра-классу. Лидер — прежний.
газета «АвтоРевю» |